Белая лавка
Этот сайт оставлен в покое. Перейти на новую версию сайта

 
  Участок Дом Быт Контакт  
 
Быт
 
• Здоровье
• Питание
• Саморазвитие
• Секс
• Роды
• Образование
• Отдых

 
Начало » Быт » Саморазвитие » Виды Казачьего Спаса
     

ВИДЫ КАЗАЧЬЕГО СПАСА

Знания человеческих способностей настолько велики, что вряд ли найдётся хоть один человек знающий Спас полностью. Казачий Спас не является единой системой. Каждый род передавал свои какие-то особенные знания из поколения в поколение. Эти находки и наработки в каждом роду могли быть свои. Поэтому сейчас так много различных направлений и школ Спаса.

Казачий Спас можно разделить на лечебный, (или по древнему, лечейный Спас), обережный и боевой.

Лечейый Спас

Все славянские боевые практики неразрывно связаны с восстановлением здоровья. Куда ж лезть силой состязаться, когда здоровье ни к чёрту? Получается, фразу: «Ну, ты и здоровый!», так и следует понимать: «не больной», а не так как мы привыкли: «большой и страшный».

По-разному называли людей владеющих лечейным Спасом: знахарь, ладельщик, колдун… Обычно, на Руси ведовство считалось женским делом, мужику этим заниматься не пристало. Но у казаков-характерников это было нормой. Ведь казаку в бою без этих знаний никак не обойтись.

Лечейный Спас не обычное деревенское колдовство. Есть одна особенность, отделяющая его от этого определения. Спасу не научишься по книжкам и путём приобщения, его можно только предать.

Можно лечить тело, что бы душе стало легче. Как говориться, в здоровом теле здоровый дух. А можно наоборот. Помочь душе, и тело восстановиться. Подход к лечению в Спасе именно таков: восстанавливается целостность души.

Обережный Спас

Все мы в какой-то степени суеверны. И хоть знания о тонких мирах и утеряны, мы интуитивно всё равно делаем какие-то обережные действия, даже не отдавая себе отчёт, что не только слово, но и мысль материальны.

Наш мир населён не только на физическом уровне. На энергетическом уровне среди нас тоже тесновато. Энергетические сущности описал А. Скульский в «Записках наблюдателя». Подобные безтелесные проявления называют духами, водяными, лешими, домовыми… И они всегда рядом с нами и могут принести как помощь, так и вред. Поэтому с древних времён известны способы защиты. Это заговоры, обряды, ритуалы…

Обережный Спас дает множество советов: как противостоять порче, сглазу и злому умыслу. Обережной функцией наделяются звуки, слова, различные жесты. Наиболее же распространены различные заговоры, по-другому, «слово», «шептание» (отсюда «мумлавец», владеющий Спасом, от южнорусского «мумлать» - шептать), «осторожка» и т.д.

Отдельно от бытовых заговоров стоит отметить воинское обережье. И главной особенностью воинских заговоров является их узкая направленность. С их помощью можно повлиять на исход отдельно взятого поединка, сражения, или войны в целом.

К сожалению, о воинских заговорах известно гораздо меньше, чем о лечебных или просто бытовых. Мало сохранилось текстов воинских заговоров. И, как правило, они не старше 16 века, во многом тому способствовала христианская церковь, которая искореняла ведические знания. Позже за воинские заговоры взялась и советская власть.

Бойцовый Спас – это самая известная часть Спаса. Бойцовый Спас условно можно разделить: на Сечу, Дюжу, Рату, а также Харобру.

Сеча представляет собой рукопашный бой, то есть схватку с применением ударов почти всеми частями тела. Своеобразие ее в том, что удары, да и сама стратегия боя направлены на то, чтобы сломать привычную картину схватки, не дать развиться преимуществам соперника, скажем, в силе или быстроте передвижения.

Дюжа – это раздел, который можно назвать борцовским, или борцовской техникой. В ней насчитывается более 40 традиционных приемов, которые в сочетании дают богатейшую технику. Отличительной чертой является наличие засадных ударов, ударов скрытных и неожиданных. Присутствует также много сваливаний, то есть простых сбиваний с ног, без применения бросков.

Рата – это искусство владения оружием, тем, которое выручало казаков. Чаще всего это пика и шашка. Отдельная часть – владение пластунским Зубом (ножом) и удавкой, которые использовали казаки, ходившие за зипунами.

Среди казаков выделяли Пихру (конных) и пластунов (пеших).

Так же можно очень коротко упомянуть о Харобре, как об искусстве казака владеть своими душевными состояниями и способностями.

Сеча

Сеча, как и Дюжа, бытовала в казачьей среде, но у нее были свои отличительные черты, которые вытекали из необходимости выживания в схватке. Если Дюжа была борьбой с ударными элементами, то Сеча, проще говоря, это кулачный бой.

Пожалуй, в казачьей среде Сеча была даже более распространена, чем Дюжа, так как Сеча вышла из сабельного боя. Почти все удары в Сече внешне напоминают удары, наносимые саблей или шашкой. Поэтому удар ставился не как в боксе или других единоборствах – на мешках, а чаще всего – с шашкой в руке. Существовало множество способов рубки, однако в Сече были и прямые удары, которые ближе всего к традиционному боксу. Среди ударов рукой выделялись такие, как «в руку», «в полруки», «в третьруки». Еще одна отличительная черта – часто удары шли с плечевым накатом, а не с выбрасыванием конечности.

Если говорить про удары ногами, то такого разнообразия высоких ударов, как в восточных единоборствах, в Сече не было. Все удары чаще всего наносились до уровня пояса, так как при ситуации, когда нет времени и сил на лишние движения, эти удары считались самыми эффективными. По названиям и принципам нанесения они часто делились на Брыки, Копытные удары, Укосы, Пластуны (пластунские удары).

Сеча была кулачной схваткой, которая велась на дальнем и среднем расстоянии с противником, но при более плотном контакте в бой включались плечи, таз и другие части тела. Также, как в Дюже, на близком расстоянии часто использовались удары молота о наковальню и засадные удары, это сливало Дюжу и Сечу воедино.

Общая картина схватки была таковой, что противника надо было лишить возможности передвижения за счет пластунения (ударов по ногам). Этим подготавливалась платформа для нанесения рубящих ударов руками (перерубить). Важным считалось алырить и бодять (перехаживать противника) в момент схватки. Широко использовались Оманки (финты, обманки). В Лаве (массовой схватке) казак должен был наиболее быстро свалить противника, смять, тут использовались сбросы и сваливания, это еще сильнее роднило Дюжу и Сечу.

При ведении поединка были и более тонкие вещи, например, на протяжении всего поединка казак должен был держать Меру (веревку), которая, по воззрениям казаков, связывала его с Богом. Внешние проявление этого воззрения – ношение казаками оселедцев. В момент, когда казак падал сраженный, Бог через оселедец забирал его душу. Игрушка, которая олицетворяла постоянное держание Меры – тряпичная кукла или неваляшка, иногда росток. Удары же должны были не просто направлены в тело, а в Куренную избу (опорно-силовой состав). Это и давало казакам делать удивительные вещи во время схватки.

Таким образом, можно проследить тесную связь Сечи с Дюжей и Ратой.

Дюжа

Это один из видов Схватки, бытовавший в традиции Бойцового Спаса. По внешнему проявлению этот раздел напоминает борьбу. Но есть и довольно большие отличия, например, в Дюже разрешалось наносить удары, что в классических видах борьбы запрещено. Дюжа, как и Сеча, были рождены для смертельного боя, и поэтому они не имели такого количества ограничений, как современные виды спортивной борьбы или рукопашного боя. Однако для того, чтобы обучаться и не калечить друг друга, некоторые предпочтения и ограничения вводились. Чаще всего заключались договора перед началом схватки или отработки какой-либо «находки». И уже, когда люди достигали определенного уровня, ограничений становилось все меньше и меньше. Однако сам подход занятий был всегда приближен к реальному бою, когда ставкой становится жизнь.

Итак, в Дюже выделяли около 47-49 традиционных приема, однако те формы, которые давались, были не догматичны. Они лишь обучали человека азам, но ни в коем случае не должны были его ограничивать.

Сама же борьба в техническом плане включала: Клёсты (заломы, удушающие), Ямки (захваты), Воротки, подломы, сваливания, засадные удары, Потибоньки (щипки) и множество других еще более специфических действий. В свою очередь, все эти элементы тоже имели свое деление. Классические высокоамплитудные броски в Дюже использовались редко. При ведении схватки использовались разные способы обработки силы, но одной отличительной чертой их была образная составляющая. Примером могут послужить: склинивания, стаивание льда или со льда и др.

Другое название Дюжи – Дюка, так же в некоторых станицах называли медведя, а хотя широкого распространения это слово не имело.

Отличительными чертами схватки в Дюже было малое использование собственных физических сил, амплитуда движений не была размашистой и широкой. В отличие от большинства борцовских техник, где решающим считалось взять в хват и провести силовой бросок, в Дюже существенным считалось Перебодять (переходить), противника и за счет этого выиграть в силе и времени на подготовку дальнейших действий. Большое значение также предавалось правильному построению внутренних опор, которые пронизывают нашу Телегу (физическое тело). И эти опоры мифологически видели как части дома, а ведь не секрет, что в миропредставлении предков человека часто рассматривали как дом (хату).

И вот считалось, что надо увидеть у противника его матицу и воздействовать на нее. Или же наоборот, заставить противника опираться на свою матицу и за счет изменения ее положения управлять его действиями. Итак, схватка начиналась обычно с удара или расклина, под которым противник изменял свое местоположения и ломался, либо выставлял плотность навстречу. В этот момент вся борьба начинала получать поточный характер, но поскольку это все же борьба, то все технические действия производились на самом близком расстоянии. Тут и использовался весь арсенал, включавший в себя и засадные удары, и потибоньки, и многое другое. Назначение же ударов в борьбе было не таким как в Сече, то есть где-то они совпадали, но не везде. Основная направленность ударов в Дюже была на то, чтобы ошеломить противника, дать ему толчок для начала движения, а также сломать образ привычной схватки.

Бытовали разные «находки» в рамках всего Спаса и той же Дюжи, поэтому сразу описать все невозможно, да и многие вещи не передаст даже хороший рисунок, поэтому Дюжу, да и весь Спас, как среду, надо передавать вживую.

kaz-spas.ru

Добавить на свою страницу: